среда

Организационное управление

Термин «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией, государством, организацией, группой и т. п. В обобщенном виде управление представляется как «направленное воздействие на систему или отдельные происходящие в ней процессы с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств».
Организационное управление можно представить как деятельность, нацеленную на координацию совместных усилий людей (подразделений) для достижения определенной общей цели.
Характерно, что английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Хорошей демонстрацией управления является управление автомобилем. Каждое производимое действие направлено на производство определенного изменения. Поворот рулевого колеса влево производится для того, чтобы вызвать поворот автомобиля налево и т. п. Так и профессиональный управленец оказывает направленное воздействие на систему только с целью коррекции, то есть при необходимости произвести определенные изменения. Нет надобности постоянно «управлять», командовать и распоряжаться, в случае если каждый сотрудник знает, что и как делать, и делает свою работу хорошо. Постоянное стремление руководителя контролировать, поучать и наставлять не является проявлением силы, а скорее отражает внутреннюю неуверенность.
Выделяются пять основных функций управления1:
1. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей организации.
2. Функция планирования состоит в выборе направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации.
3. Функция организации заключается в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое и выстраивании целенаправленного взаимодействия элементов этой системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.
4. Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к достижению целей и к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности.
5. Функция контроля реализуется посредством учета, анализа и корректировки деятельности организации в направлении осуществления поставленных целей.
Таким образом, управление предполагает различного рода отношения между разными статусами и уровнями административной структуры. В то же время оно содержит в себе руководство людьми. При этом понятие «управление» представляется как более широкое по отношению к «руководству», которое можно рассматривать как частный случай управления. Иными словами, если понимать управление как стратегию, включающую в себя выбор направления развития организации, постановку ближних и дальних целей, основывающуюся на определенной концепции и подходах, то руководство предстает в виде тактики, которая находит отражение в непосредственной работе с людьми, направленной на достижение заданных целей и характеризующейся определенным стилем взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Выделяются три принципиально противоположных подхода к управлению и, соответственно, к процессу руководства, в зависимости от того, что признается более важным: интересы дела, интересы сотрудников или интересы организации. В каждом из этих случаев проявляется различное отношение к человеку как личности, специалисту и профессионалу. трудом и социально-психологический климат. С этой целью им могут быть реализованы приемы и механизмы демократизации управления, вовлечения работников в процесс принятия решений, делегирования полномочий, соревновательности рабочих коллективов и т. п. Процессы лидерства в этом подходе не подавляются, а активно используются для управления групповыми процессами в организации.
Организационный подход. Первостепенное значение в данном подходе приобретают организационные интересы. То есть, в отличие от гуманистического подхода, он в большей степени ориентирован на удовлетворение потребностей самой организации. В рамках этого подхода организация нередко отождествляется с человеческой личностью, что обусловливает и использование соответствующих понятий, таких как «цели», «потребности», «мотивы», а также «рождение», «взросление», «старение», «смерть», «возрождение организации».
Организационный подход успешно реализуется в крупных и развивающихся организациях, ориентированных на долгосрочную перспективу. В подобных компаниях сотрудники самоотождествляются с организацией как профессионалы, придерживающиеся принципов корпоративности и соблюдающие внутриорганизационные нормы, и связывают стабильность и перспективность своего профессионального будущего с надежностью и конкурентной способностью организации. В свою очередь организация предоставляет сотрудникам возможности самореализации, профессионального и карьерного роста. Исходя из этого, в определенных ситуациях организационные цели могут ставиться выше личностных, даже самими сотрудниками.
Вышеописанные подходы реализуются в концепциях управления, в основе которых лежит различное обобщенное представление о месте человека в организации. На практике управленческий подход может быть комбинированным с преобладанием различных векторов (рационалистического, гуманистического или организационного) на разных управленческих уровнях.
Концепция управления трудовыми ресурсами является одним из вариантов реализации рационалистического подхода. В рамках этой концепции первостепенное значение присваивается не столько занятому в производстве человеку, сколько его функции (выполняемому труду), а организация представляется как система упорядоченных отношений между подразделениями и сотрудниками внутри подразделений. Соответственно, функционировать она должна подобно отлаженному механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий