среда

Эволюция теории лидерства

Представление о лидерстве эволюционировало на протяжении ХХ века по мере накопления результатов эмпирического изучения этого феномена. При этом специфика зарубежных и отечественных исследований лидерства существенно различалась.
В отечественной социальной науке проблема лидерства была поднята в 1920-1930-е годы. Она находилась в зоне внимания психологов, рассматривающих ее преимущественно на материале детских групп (как организованных, так и стихийных). Большинство авторов, писавших в тот период о коллективе, в той или иной мере касались проблемы «вожачества». Здесь можно упомянуть работы Е. А. Аркина, Д. Б. Эльконина, А. С. Залужного, П. П. Блонского, С. С. Моложавого, М. П. Феофанова, Б. В. Беляева и др. В них обсуждалась роль и функция вожаков в детском коллективе, факторы выдвижения ребенка в вожаки, типы вожаков и т. д. Работы того времени во многом имели описательный характер и несли на себе отпечаток актуальной на тот момент социально-политической ситуации.
После продолжительного застоя в психологии отечественная социальная наука вновь вернулась к исследованию проблемы лидерства лишь в 1960-х годах. При этом важно упомянуть, что в эпоху социалистического правления вопросы лидерства могли обсуждаться только с большой осторожностью и находились во власти существующей идеологии. Возможно, именно для того, чтобы случайно не задеть неприкосновенных лидеров страны, отечественные исследования проводились исключительно в малых группах и были во многом основаны на разделении и противопоставлении понятий «лидерство» и «руководство».
Зарубежные исследователи занимались изучением феномена «лидерство» на протяжении всего ХХ века. Лидерство рассматривалось ими с разных сторон с выделением различных аспектов, в результате чего накоплен богатый эмпирический материал и разработано множество моделей и концепций, которые и будут являться предметом нашего рассмотрения в этом и последующем разделах. При этом следует отметить специфику англоязычных исследований, которая заключается в частичном совмещении в слове «leader-ship» эквивалентов понятий русского языка «лидерство» и «руководство». Ряд авторов предпринимали попытки разделения этих понятий, используя слово «headship» (в переводе означающее «главенство») в противовес «lead-ership» для отделения должностного влияния от собственно лидерского. Между тем различить «лидера» (в социально-психологическом смысле) и «руководителя» во многих западных теориях лидерства довольно сложно. Однако это не снижает их ценность.
Одни из самых ранних теорий лидерства появились в первой половине ХХ века в рамках персоналистического подхода, ориентированного на исследование лидерских качеств (черт) человека. «Концепция черт» стала развитием концепции «Великого человека», утверждающей, что выдающиеся люди лидируют благодаря тому, что от рождения наделены чертами, отличающими их от других индивидов. К основателям концепции «Великого человека» можно отнести английского психолога и антрополога, одного из создателей биометрии Ф. Голтона (Гальтона), который в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» (1869; русский перевод 1875) объяснял феномен лидерства на основе наследственных факторов. Развитием этой идеи стало выдвинутое рядом исследователей предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств (черт), благодаря которым они занимают лидирующие позиции. Этой концепции в своих работах в различной степени придерживались О. Тид (Teаd, 1929); Э. Вигэм (Wiggam, 1931); Дж. Доуд (Dowd, 1936); Ф. Вудс (Woods, 1936); Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий